В рамках форума авиации и космонавтики «КосмоСтарт» провели круглый стол с участием представителей школьных «космических» музеев, а также методистов центров дополнительного образования
Площадкой проведения встречи стала одна из самых «космических» школ Петербурга. Новый корпус ГБОУ школы № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко расположен на проспекте Космонавтов недалеко от станции метро «Звездная».
Организаторами встречи выступили Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга. Поддержку осуществила Санкт-Петербургская региональная организация Общероссийская общественная организация «Федерация космонавтики России».
Как работа школьных музеев, посвященных космической тематике, помогает развить интерес и погрузить учащихся в космическую сферу? Какие мероприятия наиболее интересны учащимся и как участие в работе школьного музея или программы дополнительного образования может помочь сделать выбор в пользу инженерной профессии? Участники постарались перенять ценный опыт, благодаря которому школьные музеи, посвященные космосу, получат развитие.
Перед тем, как начать дискуссию, гости получили возможность посетить лабораторию спутникостроения и приема космических данных. Здесь учащиеся школы № 525 начиная с шестого класса осваивают полеты космических кораблей с помощью компьютерной программы. Благодаря специальной методике за полгода самые заинтересованные ученики могут изучить терминологию, связанную с ракетостроением, этапы создания ракеты и использование навигации. Программа позволяет осуществить виртуальный взлет с космодрома, выход на орбиту, маневр на Луну, прилунение, полет обратно. Также участники встречи смогли увидеть антенну приема космических данных, которая сделана руками педагога и учащихся школы.
– Благодаря этим занятиям мы приобщаем детей к пониманию аэрокосмической инженерии – от стартовых комплексов до вывода спутника на орбиту. Обучение построено так, чтобы учащиеся понимали все процессы, – пояснил педагог дополнительного образования Игорь Чеканников.
Открывая встречу, Зоряна Лужная, заведующая школьным музеем школы №525 «Дорога в космос» отметила, что сегодня школьный музей – это не просто помещение с набором экспонатов.
– Музей – это и площадка профориентации, и идея, которая объединяет учащихся, родителей, педагогов, местное сообщество. Это способ увлечь аэрокосмчиеской тематикой новое поколение и вдохновить к получению инженерных знаний. К работе музея также привлекаются всегда и другие участники образовательного процесса: мы проводим «космические» флешмобы, конкурсы, организуем временные выставки на других площадках, и, безусловно, экскурсии, – сказала заведующая школьным музеем школы №525.
Каждый из школьных «космических» музеев уникален. Например, заведующая школьным музеем К.Э. Циолковского ГБОУ СОШ №521 Вероника Ядрина поделилась историей проекта и тем, какие уникальные экспонаты представлены для посетителей музея. Это и космическое питание, и костюм с космодрома Байконкур, и сувенир-космонавт, побывавший на МКС, и экспонаты советских времен.
Почти 40 лет насчитывает история школьного музея «Звездный мемориал» лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга. Екатерина Сулер, его заведующая, рассказала, что проект посвящен ленинградцам, в честь которых названы малые планеты. Здесь литература, искусство и история города и страны тесно переплелись с космонавтикой.
В работе круглого стола принял участие летчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев.
– Школьные музеи важны с точки зрения исторического значения роли России в истории авиации и космонавтики. Переоценить их значение невозможно, – отметил Валерий Иванович.
Вероятно, встреча станет поводом к созданию сообществ космических школьных музеев. А значит, каждый из них найдет новые векторы развития и станет еще интереснее и полезнее для всех посетителей.