В рамках Московского международного Салона образования, который 23 и 24 марта прошел в гибридном формате (онлайн и офлайн) в Москве, состоялась панельная дискуссия «Стратегические направления развития ФП «Профессионалитет» в контексте обеспечения суверенитета и конкурентоспособности экономики». Ректор ГУАП Юлия Антохина выступила спикером дискуссии в онлайн-формате.
В недавнем обращении президента России Владимира Путина отдельный акцент был сделан на трансформацию системы СПО и её флагмана – федерального проекта "Профессионалитет". Переосмыслить роль среднего профессионального образования сквозь призму федерального проекта «Профессионалитет» – такую общую задачу дискуссии обозначил Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», сопредседатель экспертного совета Государственной Думы по непрерывному образованию, выступавший модератором дискуссии.
Участниками онлайн-обсуждения стали: Марина Софронова – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации, Александр Збарский – заместитель начальника департамента программ управления персоналом ОАО «РЖД», Юлия Антохина – ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, Дмитрий Глушко – ректор Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва», Дмитрий Тереньев – и.о. ректора Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, Дмитрий Ковалев – проректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», Анатолий Шамин – ректор ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет».
В рамках дискуссии ее участники обсудили будущее проекта, и как он меняет ландшафт СПО в диалоге колледжей с местными властями, промышленностью и вузами.
– Для вузов участие в этой федеральной программе – это некий вызов, – считает Марина Софронова – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения РФ. – Одна из целей «Профессионалитета» – оживить систему среднего профессионального образования внутри вуза. Проект нацелен на отраслевую подготовку, кроме того от работодателей идет запрос на профессионалов, которые понимают все производственные процессы изнутри. 20% студентов после получения среднего профессионального образования продолжают свое обучение в системе высшего образования, и очень часто заочно. В рамках «Профессионалитета» хотелось бы придать этому прикладной смысл и проработать интеграцию программ среднего профобразования с программами бакалавриата.
ГУАП – один из тех вузов, которые реализуют программу СПО. Структурное подразделение ГУАП – факультет среднего профессионального образования – работает с 2007 года. На факультете ведется обучение по программам подготовки специалистов среднего звена по шести специальностям технического и трем специальностям социально-экономического профиля.
– Старт федерального проекта «Профессионалитет» позволил комплексно перезагрузить не только систему среднего профобразования, но и наметить перспективы изменения в образовательных программах высшего образования. На сегодняшний день говорить о результативности проекта еще рано. Результатом станет качество образования выпускников, их трудоустройство и обратная связь от работодателей. Традиционно именно высшая школа дает подготовку инженерных кадров. Но благодаря проекту «Профессионалитет» может трансформироваться система высшего образования – через добавление практического модуля к бакалавриату. ГУАП поддерживает данный проект, и в нынешнем году также станет участником программы «Профессионалитет», – сказала ректор ГУАП Юлия Антохина.
Мысль об интеграции программ среднего профобразования с программами бакалавриата поддержали и остальные участники панельной дискуссии. Безусловно, инженер-выпускник вуза, приходя на производство, должен понимать специфику процессов, которые осуществляют его сотрудники. Для этого ему необходимо обладать профессиональными навыками. Представители вузов согласились с тем, что образовательные программы должны формироваться исходя из потребностей экономики, что обеспечит развитие технологического суверенитета России.