Студенты 4 курса направления 23.03.01 «Технология транспортных процессов» посетили музей старейшего кораблестроительного предприятия г. Санкт-Петербурга «Адмиралтейские верфи»
Студентов познакомили с историей создания завода, берущего свое начало всего лишь спустя год после образования самой Северной столицы России, типов, выпускаемых судов, инновационных технологий в судостроении и судоремонте с петровских времен до наших дней.
С момента своего образования предприятие служило военно-морскому флоту страны, начиная с постройки галерных судов, бомбардирских кораблей, прамов ботов, принесших ряд блестящих побед при Гангуте и Гренгаме, постройкой первого линейного корабля Балтийского флота – 54-пушечной «Полтавы». Для нужд Балтийского флота построен первый судоремонтный эллинг для линейных кораблей. Адмиралтейские верфи стали пионерами в организации восстановительного ремонта кораблей.
В присутствии Петра I испытано «потаенное судно» Ефима Никонова — прообраз первой подводной лодки. Спустя 300 лет: «потаенные суда» – подводные лодки – стали основной специализацией Адмиралтейских верфей для ВМФ России.
Позднее в XIX веке спущен на воду пароход «Волга», на несколько десятилетий ставший образцом строительства речных судов. Балтийскому флоту сдан первый отечественный мореходный броненосец «Петропавловск», ставший первым русским кораблем, на котором установили нарезную артиллерию отечественного производства и электрические прожекторы.
Заложен первый в мире брустверно-башенный броненосец, сильнейший корабль своего времени «Петр Великий».
Построен необычный корабль круглой формы – броненосец береговой обороны «Новгород».
Построен легендарный крейсер «Аврора», принимавший участие во всех войнах, которые вел СССР в XX веке.
К началу Великой Отечественной войны на Адмиралтейских верфях были построены 316 торпедных катеров, а также 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР. Для гражданского флота на предприятии построено 6 грузопассажирских, 10 гидрографических, 3 лоцмейстерских, 6 рефрижераторных судов, 8 лесовозов, 1 ледокол, 38 буксиров, 8 речных пассажирских катеров, 1 железобетонная баржа, 7 несамоходных барж и 3 плавучих дока.
В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов.
В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, суда гражданского флота самого различного назначения.
Заложена головная подводная лодка проекта 641, при строительстве которой применялась высоколегированная сталь АК-25, позволившая увеличить глубину погружения до 280 метров.
Построен первый в мире ледокол с ядерной силовой установкой «Ленин». За 30 лет службы ледокол прошел более 500 тысяч миль, из них 350 тысяч во льдах толщиной 2 метра, провел более 3500 судов Северным морским путем.
Передана заказчику первая крупная рыбопромысловая база «Андрей Захаров». Всего в серии было построено 14 плавучих консервных заводов, каждый из которых обеспечивал переработку не менее 66 тонн рыбного сырья в сутки.
Началось строительство атомных подводных лодок третьего поколения проекта 705. Корабли этого проекта стали гордостью ВМФ СССР. Обладая скоростью в 41 узел, сопоставимой со скоростью торпед противника.
По заказу Министерства рыбного хозяйства СССР построен автономный обитаемый самоходный аппарат «Север-2».
Завершено строительство серии из 16 единиц портовых ледоколов. На базе проекта был создан единственный в мире научно-исследовательский ледокол для проведения гидрометеорологических исследований и контроля воздушной среды в Арктике.
На Адмиралтейских верфях завершено строительство серии из двух уникальных кораблей командно-измерительного комплекса «Маршал Крылов» и «Маршал Неделин», предназначенные для выполнения научно-практических и боевых задач по обеспечению летно-конструкторских испытаний и для отработки новых образцов ракетно-космической техники.
Началось строительство первой серии из семи подводных лодок проекта 636 «Варшавянка».
Заложен головной в серии танкер ледового класса проекта 20070 «Астрахань», ставший первым для обслуживания добычи углеводородов арктического шельфа и Нефтегазовой платформы «Приразломная».
В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» строит серию больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) проекта СТ-192 для Русской Рыбопромышленной Компании. Два судна серии, уже ведут промысел в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. На набережной завода студентам показали насыщение оборудованием еще одного достраиваемого БМРТ.
Новацией предприятия стало строительство оригинального судна - НЭС ЛСП (научно-экспедиционное судно ледостойкая платформа) «Северный полюс» по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны. В сентябре 2022 года ледостойкая самодвижущаяся платформа вышла в первую научно-исследовательскую экспедицию, которая сегодня успешно продолжается.
Для ВМФ страны предприятие продолжает строительство серии дизель электрических подводных лодок.
В настоящее время производственные мощности и оснащение верфи позволяют строить суда дедвейтом до 70 000 тонн, отвечающие международным требованиям. В работе каждого подразделения используются современные технологии, применение которых начинается на стадии формирования корпуса судна, и заканчивается его послепродажным обслуживанием.
Нашим студентам было предложено после окончания обучения в ВУЗе прийти на предприятие в качестве достойной смены коллектива сотрудников.