ГУАП – технический вуз с яркой творческой биографией. Его необыкновенная атмосфера развивает в студентах разные таланты – в том числе вокальные, инструментальные, актерские, поэтические, режиссерские. О том, почему и как это происходит, корреспонденту Елизавете Богомоловой рассказал руководитель студии МузГУАП Александр Лыгун.
– Как вы оказались в музыкальной сфере?
– С рождения, с первым криком. Мой папа подумал: «Орет нормально, песенно». И как только я заверещал, он сказал: «Всё». Где-то начиная с семи лет, я был определен в знаменитую городскую музыкальную школу им. Ляховицкой. Причем поначалу не слишком тяготеющего к музыке ребенка отец заставлял туда ходить, заставлял играть. Я ему безумно благодарен, потому что музыкальная школа как раз и дала тот самый стержень, который со мной уже навсегда. Дальше – больше: школа, тоже очень хорошая, 211-я. И конечно, как без этого, вокально-инструментальный ансамбль. Как там у Чижа поется? «В каморке, что за актовым залом, репетировал школьный ансамбль» (смеется). Это как раз про меня: именно в каморке, именно за актовым залом.
Потом потихонечку-полегонечку начали играть каверы, как сейчас модно говорить. Также исполняли зарубежную музыку: Deep Purple, The Beatles, репертуар советских ВИА. А когда я уже поступил в вуз наш родной, начал что-то делать в музыкальном смысле – стал писать песни, стал членом Городского Клуба Песни, одно время был его председателем, клуб находился на Рубинштейна 13, где раньше был Ленинградский рок-клуб.
Представляете, делить сцену с «Зоопарком», «Кино», «Аквариумом»? Но и наш клуб был не прост. Композиторы С.Касторский, Б.Потемкин, С.Самойлов, В.Завещевский, поэты В.Гин, Е.Шантгай и другие, достаточно известные авторы песен. Эх, было времечко.
– Какие интересные истории у вас связаны с вузом?
– Я учился на втором факультете, занимался художественным руководством творческими коллективами ЛИАП в лаборатории эстетического воспитания.
Одно время был художественным руководителем этого объединения в филиале на Передовиков. Там родился «Формальный театр» Андрея Могучего, тоже выпускника нашего вуза. С этим театром я работал в качестве звукорежиссера, а иногда даже и актера. Мы объездили всю Европу – было здорово.
Кроме того, играл роль на сцене театра «Приют Комедианта» в спектакле Могучего «НеГамлет». На этой фотографии я в роли тапера-композитора в спектакле "Серебряный Век" в постановке Д.Ширко
– Вы помните момент, когда впервые написали музыку к песне?
– Одна из первых моих песен «Аманда» была написана в студенческое время на стихи Виктора Хары, знакового человека – режиссера, певца, барда. Интересно, что его творчество и сейчас откликается молодому поколению. Один из участников нашей студии, студент из Чили Бастиан Палацио, оказался фанатом творчества Хары. У него много дисков автора, стихи, он все песни знает, и в том числе «Аманду» в оригинале. Я говорю: «Бастиан, а если мы попробуем сделать мой вариант? Но с оригинальными стихами Виктора?». Это очень его заинтересовало – и мы начали работать над песней.
– Вы продолжаете заниматься творчеством?
– В ГУАП работаю в отделе социальной и воспитательной работы.
Руковожу музыкальной студией вуза. Пишу музыку к песням, являюсь вместе с поэтессой Натальей Шитовой автором «Гимна ГУАП». Симфонии, крупная форма – это, наверное, не совсем ко мне. Мне близко песенное творчество. Сергей Есенин, Николай Гумилев, Анна Ахматова – вот мои соавторы. В последнее время очень много работаю с поэтами ТО "Роза Поэзы" Н.Сабанадзе и А.Краснянским.
Однако для меня еще более интересно привлечь к этому славному делу наших студентов, ребят, которые пишут свою музыку, инструментальные композиции. Как раз готовим с ними сет авторской музыки – надеюсь, в декабре сыграем. Может, выйдем с ним в интернет, как было в первый раз.
– С какими еще формами вам приходилось работать?
– Еще один серьезный аспект моего творческого пути заключается в том, что я тапер. Что это значит? Берется фильм – чаще немое кино периода начала прошлого века: Чарли Чаплин, Бастер Китон, Игорь Ильинский – и отключается саундтрек. У меня был целый проект по озвучиванию этих фильмов, но я не просто играл на фортепьяно, а делал саундтрек в лайф-режиме. От создания музыки для кино это почти ничем не отличается. Я бы мог сопровождать фильм какими-то знакомыми мелодиями, но я работаю иначе: на экране идет картинка, кинематографическая жизнь персонажа, в левой руке у меня компьютер – лаунчпад, где забиты все семплы, которые я использую. Один из моих любимейших фильмов, который тапировал достаточно часто, «Кабинет доктора Калигари». Это культовый фильм, предтеча фильмов хоррор с совершенно безумными декорациями и смешным сюжетом.
– Расскажите про студию МузГУАП. Как давно она существует?
– В организационном плане – уже почти десять лет. Ребята и раньше играли, просто не объединялись в творческий коллектив.
Но настал момент, когда мы нашли возможность организовать фестиваль электронной – кстати, авторской – музыки. Назывался он «ЭлектроСаунд-Фест», прошел на сцене зала в корпусе вуза на улице Ленсовета в 2014-м. Вот он и считается годом рождения студии МузГУАП. В руководстве студии помимо меня участвует великолепная вокалистка, чуткий педагог Полина Тарсукова. Она руководит вокальной секцией студии. Берет на себя организацию мероприятий – как вузовских, так и городских (важно показывать свою работу и за пределами университета), плановых репетиций. Ей – и мне, разумеется – помогает лучший вокалист студии Владимир Афанасьев. Немаловажная роль в работе МузГУАП отводится нашим администраторам. Это Поля Рахматуллина и Диана Сигачева. Если Поля и Вова сосредоточили свои усилия на репетициях вокалистов, организацией музыкальных репетиций рок-н-ролльного состава (ударка, бас, гитара, ритм-гитара), то я занимаюсь с ребятами, которые объединены в оркестр студии. В аудитории 14-04 на Ленсовета мы играем по нотам на симфонических инструментах, создаем аранжировки и оркестровки. Проводим запись вокалистов и инструменталистов.
– Как проходит отбор в студию?
– Мы так себя ограничиваем – 50 человек, но обычно бывает больше. Кастинг проходит каждый год. Мы разбиваемся по зонам влияния. Я, например, смотрю ребят, которые играют на симфонических инструментах.
– Как создавался гимн ГУАП?
– Это, как мне неоднократно говорили, один из лучших университетских гимнов в Петербурге – мы его написали по просьбе ректората нашего вуза. В содружестве с поэтессой Натальей Шитовой, она же моя законная супруга, кроме гимна ГУАП, у нас написано много песен. Здорово находиться в постоянном контакте с автором, тем более с близким тебе человеком. Она меня часто направляет, говорит: «Нет, это плохая музыка, пиши другую» (смеется). Конечно, это важно – там более высокий уровень проникновения в мысли друг друга. От этого рождаются совершенно другие мелодии, другие тексты. Надо отдать ей должное – она очень хорошо в этом понимает, потому что прекрасно знает – как должна звучать песня. Помимо того, что Наталья поэтесса, она работала как режиссер-постановщик эстрадных шоу. Там мы и познакомились.
– В чем вы находите вдохновение?
– Я могу ехать в метро, запомнить какую-то мелодию, прийти и написать ее на компьютере в программе. Музыкальное творчество проходит веретеном сквозь быт и жизнь. Тем, кто собирается этим заниматься, могу посоветовать: «Друзья, не зацикливайтесь на себе самих. Если вам нравится, это не значит, что будет нравиться всем». С ребятами мы в основном играем каверы, но я пытаюсь все-таки, чтобы они потихонечку начинали играть и петь оригинальные композиции. У нас в традиции каждый гот проводить Авторский Фестиваль. И не только песни, но и инструментальной музыки. Надеюсь проведем такой и в этом году. Как всегда жду заявок от наших студентов! Когда ты пишешь песню, ты не знаешь, как она будет восприниматься остальным страшным миром, который на тебя обрушивается: «Твои песни никому не нужны, все это нафталин, зачем ты это делаешь?». И думаешь: «А зачем я реально это делаю? Зачем?».
Когда пишу аранжировку, думаю, а соответствуют ли эти звуки восприятию современного молодого слушателя? А как будет звучать песня, когда я спою ее ребятам из МузГУАП? А интересно ли вокалистам студии спеть мою песню? Это важно – понимать, какая должна быть современная музыка.
Елизавета Богомолова