Форум «КосмоСтарт» уже десятый год приближает студенческие мечты к космической реальности, которая предлагает множество вариантов профессиональной реализации. В начале такого масштабного пути полезно вдохновиться опытом признанных экспертов.
О том, какое направление подготовки выбрать, чтобы работать в космической отрасли, как развивается фундаментальная наука на орбите и в чем заключаются задачи бортинженера на Международной космической станции корреспонденту газеты «В полет» рассказал летчик-космонавт, Герой России Иван Вагнер.
— Иван Викторович, как, на Ваш взгляд, участие в форуме «КосмоСтарт» влияет на профессиональное будущее школьников и студентов?
— Подобные мероприятия, прежде всего, помогают ребятам вдохновиться. В студенческие годы я тоже посещал открытые встречи с космонавтами, выпускниками Военмеха — моей альма-матер. Это мотивировало меня в выборе профессии. Некоторые из моих коллег в отряде пришли в эту сферу аналогичным образом. Однако важно рассказывать школьникам и студентам не только о деятельности космонавтов, но и о возможностях реализоваться в других направлениях космической отрасли.
— Какие специальности стоит выбирать, чтобы успешно работать в отечественной аэрокосмической отрасли?
— Если речь о тех, кто хочет стать космонавтом, то согласно статистике, в отряде больше всего гражданских и военных летчиков, а также инженеров из направлений аэрокосмической отрасли: авиа- и ракетостроения, приборостроения. Для профессиональной реализации в других областях космонавтики также стоит выбирать инженерные направления. Например, после выпуска можно создавать летающую технику, пилотируемые корабли, станции, комплексы. Или пойти в главную оперативную группу управления и работать с реальным бортом. Также интересна непилотируемая космонавтика, где можно реализовывать, в том числе, свой исследовательский потенциал, проводить эксперименты.
— А как начинался ваш профессиональный путь?
— Я учился в БГТУ «Военмех» на факультете авиа- и ракетостроения, на кафедре ракетостроения. Параллельно с магистратурой начал работать инженером в отделе камер сгорания в «ОДК-Климов». После окончания университета был трудоустроен в РКК «Энергия» в городе Королеве. Спустя два года работы там прошел в отряд космонавтов. Сразу после вуза не поступить в отряд — важно иметь 3 года опыта работы по специальности. Поработав на предприятии, ты уже становишься более вовлеченным в рабочие процессы. Будучи в отряде еще 9,5 лет я готовился к полету. Сейчас этот процесс занимает минимум шесть лет — порядка двух лет общей космической подготовки, столько же — подготовка в группе, а затем в экипаже.
— Что вам помогало сохранить мотивацию?
— В первую очередь, сам факт того, что ты в отряде, означает, что вероятность полететь в космос для тебя высока. Дальнейшее лишь вопрос времени и усилий. Каждый успешный экзамен приближает к желаемому результату, и в какой-то момент все получается.
— Вы помните момент, когда впервые увидели Землю в иллюминаторе?
— Как ни странно, да. Первый раз я осознанно посмотрел на Землю, когда корабль заходил на стыковку — это было сверху относительно станции, поэтому можно было увидеть МКС на фоне Земли. И сам впечатляющий вид крупного технического сооружения на орбите нашей планеты, конечно, мне запомнился. Это было красиво. Но, признаюсь, рефлексировать было особо некогда — впереди ответственная работа.
— Какие задачи Вы выполняли на МКС как бортинженер экипажа?
— Большая часть времени уходит на техническое обслуживание станции и ремонт бортовых систем. Помимо этого, наше внимание сконцентрировано на науке. Есть несколько направлений, по которым проводятся фундаментальные и технические эксперименты. В последних мы настраиваем новую аппаратуру для МКС или спутников.
— Насколько сегодня востребованы фундаментальные эксперименты на орбите?
— В моей предыдущей экспедиции, которая завершилась в апреле этого года, было 42 эксперимента. Например, наш выход в открытый космос был связан с установкой на внешней поверхности станции и подключением рентгеновского спектрометра СПИН-X1-МВН, созданного в Институте космических исследований РАН для эксперимента «Монитор всего неба». Аппарат изучает нашу Вселенную, с его помощью ученые будут проводить периодический обзор небесной сферы в рентгеновском диапазоне длин волн каждые 72 дня в течение трех лет. Еще один фундаментальный эксперимент — БТН-нейтрон, позволяющий изучить энергетический спектр нейтронов снаружи и внутри станции. Проводятся и биотехнологические исследования, связанные анализом кристаллов белка, выращиванием бактерий, микроорганизмов и вирусов. Значительный блок экспериментов касается изучения атмосферы Земли и подстилающей поверхности, медицины и наблюдений за ростом растений в условиях невесомости.
— Что бы вы пожелали школьникам и студентам, которые хотят связать свою жизнь с космической отраслью?
— Важно двигаться в выбранном направлении и ни в коем случае не опускать руки. Помимо этого, стоит понимать, какие актуальные требования предъявляются при отборе в отряд, и готовиться в соответствии с ними: постоянно учиться, уделять время практической подготовке, заниматься спортом и следить за здоровьем. Что касается характера, в этой профессии важно сохранять оптимизм, быть терпеливым и уметь работать в условиях многозадачности.
Беседовала Елизавета Богомолова