Старший преподаватель кафедры экономики и права Ивангородского филиала ГУАП Ольга Ламерт вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», одержав победу в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования».
Эта награда является заслуженным признанием ее новаторского подхода к обучению, активно развивающего у студентов ГУАП цифровые компетенции. Ольга Владимировна поделилась впечатлениями от победы, рассказала о своих онлайн-курсах и том, как видит роль современных технологий в образовательном процессе.
— Ольга Владимировна, что означает для Вас победа во Всероссийском конкурсе «Золотые Имена Высшей Школы»?
— Победа для меня очень важна — она подтверждает признание моих заслуг и достижений именно со стороны педагогического сообщества, так как заявки оценивались пятью независимыми экспертами, победителями конкурса прошлых лет. Особо яркие эмоции я испытала и потому, что награждение состоялось в День преподавателя высшей школы в стенах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
— Вы победили в номинации «За внедрение инновационных методик преподавания, развитие открытой информационной среды высшего образования». Какие именно инициативы и проекты принесли Вам эту высокую оценку?
— Отдельные инициативы выделить сложно, так как заявка носит комплексный характер и затрагивает все сферы деятельности преподавателя. В частности дополнительные баллы начислялись победителям Международного кинофестиваля учебных фильмов и инновационного образовательного контента «КиноИнтеллект», который курирует Министерство науки и высшего образования РФ. В составе авторского коллектива я была победителем в 2024 году — заняла 3 место с онлайн-курсом «Методы искусственного интеллекта в юриспруденции» и стала лауреатом в 2025 году с онлайн-курсом «Технологии машиночитаемого права». Следует отметить, что в этом году фестиваль собрал около 800 заявок из 67 стран, что свидетельствует о широком международном интересе к мероприятию.
— Могли бы Вы подробнее рассказать о своих онлайн-курсах?
— Они включены в Национальный реестр инновационных методик и технологических решений в сфере образования (РИМИТРО), целью которого является сбор, систематизация и распространение передовых педагогических практик и инновационных методик, способствующих развитию образовательной сферы. Оба курса успешно реализуются в ГУАП, причем «Технологии машиночитаемого права» является IT-модулем в рамках проекта «Цифровые кафедры».
— На Ваш взгляд, какова роль современных технологий в обучении?
— Поддержание актуальности материалов и создание открытой информационной среды — ключевые задачи современного преподавателя. Следить за последними тенденциями и исследованиями, регулярно просматривать научные публикации, профильные новости и нововведения в области своей специализации, использовать актуальные данные, кейсы и статистику, интегрировать свежие примеры, чтобы материал оставался современным и релевантным — все это позволяет мне преподносить студентам актуальный материал в современных форматах. Еще один из вариантов — это использование материалов, размещенных в РИМИТРО.
Современные технологии — это не просто инструменты, а мощные ресурсы для актуализации контента и повышения открытости образовательной среды. Они позволяют преподавателю быть всегда в курсе последних событий, свободно делиться знаниями и организовывать интерактивное обучение, интегрированное с реальными практиками и инновациями. Видеоконференции, онлайн-опросы, виртуальные доски помогают сделать обучение более гибким и адаптивным. Использование видео, подкастов, анимации удерживает интерес и повышает эффективность усвоения знаний.
— Какова Ваша основная цель в просветительской работе?
— Для меня это прежде всего повышение правовой грамотности и социальной ответственности населения, расширение знаний о своих правах и обязанностях, а также формирование активной гражданской позиции. Я ежегодно провожу в школах Кингисеппского района уроки правовой грамотности, связанные с правами и свободами личности, а также деловые игры юридического характера, посвященные социально значимым темам, например, «Суд над сигаретой», «День прав человека». Мои личные наблюдения показывают, что такие инициативы не только повышают знания, но и вдохновляют людей на реальные изменения в своей жизни и окружающей среде.
— Как Ваши проекты помогают развивать юридическое образование в Ивангородском филиале ГУАП?
— Благодаря внедрению онлайн-курсов обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция» не только владеют методиками ведения юридической деятельности, но и осваивают цифровые компетенции и легко ориентируются в подготовке смарт-контрактов, машиночитаемых доверенностей и иных документов в машиночитаемом формате, что повышает их конкурентоспособность.
— А как Вашу педагогическую практику обогащает научная деятельность?
— Результаты научной деятельности я стараюсь внедрять в свою ежедневную работу со студентами. Это позволяет идти в ногу со временем и обеспечивать образовательный процесс, соответствующий современным тенденциям.
— Как член Лиги преподавателей высшей школы, Вы имеете возможность обмениваться опытом с коллегами со всей страны. Какие тренды в развитии высшего образования Вы считаете наиболее значимыми сегодня?
— Обмен опытом, совместные проекты и поддержка в профессиональной среде дают ощущение единства и возможности для личностного и профессионального роста. Важным трендом считаю формирование новой системы высшего образования, которое начинает внедряться сейчас в России. Поддерживаю мнение о том, что высшее образование должно быть практико-ориентированным и соответствовать запросам работодателя.
— Что для Вас является главным источником мотивации в работе?
— Самое ценное в преподавании — видеть, как студенты реализуют свой потенциал. Содействие в формировании уверенности и компетенций у обучающихся мотивирует меня продолжать работу. Осознание того, что моя деятельность способствует модернизации системы, повышению ее качества и подготовке конкурентоспособных специалистов — большая ответственность и источник вдохновения. Постоянный поиск новых идей, участие в научных конференциях, конкурсах, получение наград — всё это побуждает развиваться дальше. В целом, основным источником мотивации является вера в важность своей работы и желание видеть положительные изменения, которые я своими усилиями могу внести в образовательный процесс и жизнь студентов.
— Каковы Ваши планы и амбиции на будущее в преподавательской, научной и просветительской деятельности?
— Я бы хотела стать активным драйвером инноваций в образовании, науке и просвещении, способствующим развитию компетентного, осознанного и социально ответственного поколения специалистов и граждан. Стремлюсь к постоянному самосовершенствованию и внесению практического вклада в развитие современного высшего образования и общества в целом. Самая важная для меня задача на 2026 год — это завершение работы над кандидатской диссертацией.
— Какой совет Вы могли бы дать молодым преподавателям, которые только начинают свой путь?
— В первую очередь не бояться пробовать что-то новое, задавать вопросы, не бояться проигрывать, а уверенно двигаться к своей цели. Для повышения профессионального уровня необходимо участвовать в дискуссиях, внеучебных мероприятиях, в проектной деятельности, что, безусловно, будет способствовать постоянному развитию. Помимо профессиональных знаний, важны и такие качества как коммуникабельность и лидерство.