О том, как приходишь учиться, а находишь своё призвание — говорим с заведующим кафедрой системного анализа и логистики ГУАП, доктором технических наук, профессором Владимиром Андреевичем Фетисовым.
Университет — это не только место работы или учебы. Для многих студентов и преподавателей стены учебного корпуса становятся частью жизни, а воспоминания о времени, проведенном в вузе — важной частью пути. Именно здесь начинается старт карьеры, формируются ценности и профессиональные навыки, а иногда и судьба.
О том, как приходишь учиться, а находишь своё призвание — говорим с заведующим кафедрой системного анализа и логистики ГУАП, доктором технических наук, профессором Владимиром Андреевичем Фетисовым. Можно и дальше продолжать перечислять список регалий Владимира Андреевича: Почетный работник высшего профессионального образования РФ, ветеран ЛИАП-ГУАП, Заслуженный профессор ГУАП, доктор Будапештского технического университета и Академии наук Венгрии, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области науки и образования. За каждой из заслуг, за каждым из званий кроется часть жизненного пути, поэтому мы попросили профессора ГУАП рассказать о том, как он пришел в вуз, и какие теплые воспоминания о жизни ЛИАП-ГУАП он хранит.
Владимир Андреевич Фетисов в 1972 г. окончил ЛИАП по специальности инженер-электрик АСУ, с 1973 г. работал в ЛИАП в Отраслевой лаборатории кафедры вычислительных систем (№ 44). В 1975 г. зачислен в очную аспирантуру ЛИАП с отрывом от производства, а в 1979 г. присуждена ученая степень кандидата технических наук. Имеет ученую степень доктора технических наук, ученое звание профессора.
Здравствуй, ЛИАП!
«Я прилетел в Ленинград в июле 1966 года. Сел на 15-й трамвай на Московском проспекте и приехал на площадь Труда, пришел в приемную комиссию. Поступил на факультет гироскопических приборов и систем. Перед этим в школе получил рабочую профессию „механик по приборному оборудованию“, у меня был 3-й разряд, и мы даже обслуживали настоящие самолеты, нас, старшеклассников допустили до этого.
Еще до поступления в институт я слышал о том, что гироскоп — это основа самолётов. Я пять лет проучился по этому направлению, написал диплом, посвящённый тренажёрам. И вдруг объявили о переучивании на автоматизированную систему управления. Мы проучились еще год, сдали 10 экзаменов, написали 4 курсовых проекта и новый диплом. Диплом я писал уже на 44-й вновь образованной кафедре, которой руководил профессор Игнатьев Михаил Борисович. Мне повезло, потому что Михаил Борисович был очень креативный человек. Я до сих пор вспоминаю его с доброй улыбкой.
В аспирантуру я поступил только в 1975 году, но я уже точно знал, что я делаю, как я делаю и почему».
В Звёздном городке
«В моем кабинете на стене бережно хранится благодарственное письмо, подписанное советским космонавтом Александром Леоновым. Оно у меня с тех самых пор, как я внедрял свою диссертацию в Звёздном городке.
Наш ЛИАП работал на уровне хорошего отраслевого НИИ. Почти на каждой кафедре института выполнялись научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы. Это было время, когда от аналоговых устройств мы постепенно переходили на цифровую технику и внедряли в практику, и поэтому наши знания были востребованы, а уж азарт был фантастический. Моя тема диссертации была закрытой, и я внедрял ее на практике в Центре подготовки космонавтов — Звёздном городке. Мы делали тренажеры в лаборатории на четвертом этаже, а на первом была столовая для космонавтов. Мы хорошо общались с такими женщинами-космонавтами, как Валентина Пономарёва, Ириной Соловьёвой, Татьяной Кузнецовой. Мне довелось даже попить чаю с Валентиной Терешковой».
Молодой учёный за границей
«В то время я был замдекана по воспитательной работе. Однажды в деканате появилось предложение для желающих пройти отбор, чтобы на 10 месяцев поехать за границу на различные передовые предприятия. Я рвался в штат Массачусетс США, и все было бы ничего, но президент Соединенных Штатов Джимми Картер ввел эмбарго. Это означало, что ученые и инженеры Советского Союза, которые занимались созданием и развитием вычислительной техники, научной робототехники, систем автоматического управления поехать туда не смогут.
Я был расстроен фантастически: ведь я выучил английский до такой степени, что смог бы пройти в Москве собеседование на соответствующем уровне. То есть стремился максимально достичь своей цели.
Но заведующий кафедрой вычислительных систем Игнатьев Михаил Борисович предложил мне альтернативу, и я отправился в Будапешт, с рекомендательным письмом в Академию наук. Так в 1983 году я впервые приехал в Венгрию на стажировку в Будапештский технический университет.
У меня было два рабочих места: вычислительный центр Будапештского технического университета и Академия наук. Как и все преподаватели кафедры, всю преподавательскую нагрузку я выполнял по контракту. Занимая базовую должность на кафедре, я вел занятия у трех групп. Среди них были советские студенты с полной учебной нагрузкой, а также венгерская и арабская группа в режиме консультирования. Работал на кафедрах машиностроения и точной механики и оптики БТУ три семестра подряд, читая лекции на темы гибких производственных систем, основ системного анализа и программирования роботов.
Дальше были научные публикации и выпуск книги в Академии наук Будапешта. Меня пригласили в докторантуру. Проректор по науке ЛИАП Кулаков Сергей Викторович, и ректор Лукошкин Анатолий Петрович меня тогда очень сильно поддержали. Я стал доктором технических наук Будапештского технического университета — единственным из СССР на тот момент».
В 2008 году Владимир Андреевич Фетисов избран на должность декана факультета аэрокосмических приборов и систем. Заведует кафедрой № 12 «Системный анализ и логистика» с 2007 года. Перед кафедрой были поставлены задачи: продолжить подготовку специалистов по специальности «Системы автоматизированного проектирования (САПР)»; начать подготовку по направлению «Системный анализ и управление» на основании полученной в 2005 г. лицензии; организовать работу по получению лицензии на подготовку специалистов в области транспортной логистики. При поддержке ректората Санкт-Петербурга в 2007 г. была получена лицензия и осуществлен первый набор на бюджетной основе по новой специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». В 2013 г. состоялся первый выпуск, и направление прошло аккредитацию.
Одним из результатов научно-методической работы под руководством Владимира Андреевича Фетисова явилась организация постоянно действующего семинара по проблемам использования современных информационных технологий в производстве и моделировании транспортных процессов и цепей поставок.
Логистика — перспективная область
«Сегодня я заведующий кафедрой системного анализа и логистики. Она создана в ГУАП в 2007 году по инициативе Анатолия Аркадьевича Оводенко, в тот период ректора университета. Логистика — тема очень передовая и устремленная в будущее. Она все время движется вперед.
Наблюдая за студентами, я отмечаю, насколько сегодня для них важна проектная деятельность. Она помогает раскрыть творческий потенциал и развить навыки, которые сложно получить только на лекциях и семинарах. Такие подходы делают учебный процесс более увлекательным и мотивирующим. Проекты сегодняшних студентов должны казаться невероятными, но это — будущее. Ведь инновации и достижения во многом рождаются в стенах университетов и лабораторий именно потому, что нынешние студенты не боятся экспериментировать, мечтать и воплощать свои идеи. Сейчас студенты создают проекты, которые в будущем могут стать стандартом, изменить индустрии и повлиять на общество. Лаборатория беспилотных авиационных систем — хороший пример такого пространства, где студенты получают возможность разрабатывать, реализовывать свои проекты, применяют на практике свои знания. Там много увлеченных студентов, которым искренне интересна их профессиональная сфера, они стремятся внести вклад в развитие своей страны».