По итогам 2023 года факультет среднего профессионального образования ГУАП занял первое место в стране по качеству подготовки кадров. Декан ФСПО Сергей Поляков рассказал, как удалось добиться таких результатов и какие преимущества факультет дает студентам.
– Как вы считаете, благодаря чему факультет СПО ГУАП стал первым среди более чем 700 вузов?
– На самом деле, такой высокий результат мы показываем уже на протяжении нескольких лет, в 2021 году заняли первую строчку в рейтинге и с тех пор не опускаемся ниже топ-5. По результатам прошлого года мы стали первыми не только среди вузов, но и в целом среди всех образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в России, – это большой успех всего нашего коллектива!
В первую очередь, к такому результату привели высокий профессионализм педагогического состава и отношение преподавателей к нашим студентам и своему делу. Второй фактор – высокий уровень организации образовательного процесса в структуре университета, постоянное стремление к развитию и улучшению. Мы также не забываем свои традиции, ведь факультет был образован благодаря слиянию двух старинных и сильных образовательных учреждений – колледжа авиационного приборостроения и автоматики и Санкт-Петербургского электротехнического колледжа. И третье – внимательное отношение к нашим студентам. Мы постоянно стремимся развить их профессиональные и творческие способности.
– На основе чего составляется рейтинг?
– На основе ключевых показателей образовательных организаций: это и средний балл аттестата поступающих, и состояние материально-технической базы, и результаты защит дипломных проектов выпускников, и итоги участия в конкурсах и олимпиадах. Кроме этого, важны показатели профессионального уровня преподавательского состава – ученые степени педагогов, их квалификации и опыт работы.
– Сколько на факультете СПО направлений подготовки?
– На сегодняшний день реализуется восемь направлений. Две IT-специальности: сетевое и системное администрирование, информационные системы и программирование. Две социально-экономические: реклама и право и организация социального обеспечения. Также реализуется четыре технических специальности: авиационные приборы и комплексы, мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям), управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям), а также электрические машины и аппараты. По всем этим специальностям после окончания обучения ребята имеют возможность поступить в университет и изучать программы уже высшего образования.
– Где студенты факультета проходят практику?
– Это ведущие предприятия нашего города, с которыми уже давно сотрудничает университет: АО «Силовые машины», в которые входят и завод «Электросила», и ЛМЗ, также ПАО «Техприбор» – предприятие отрасли авиационного приборостроения; авиаремонтные заводы; ведущие IT предприятия; государственные организации социального обеспечения и многие другие индустриальные партнеры. Уверен, что одним из ключевых факторов успешного сотрудничества является хороший уровень подготовки наших выпускников.
– В каких конкурсах ребята принимают участие?
– Их большое количество – как мероприятия, которые реализуются на базе нашего факультета, так и мероприятия всероссийского и международного уровней. Наиболее популярными можно считать соревнования в рамках движения «Профессионалы», которое проходит по всей России. В последнем региональном чемпионате наши студенты участвовали в 19 компетенциях и завоевали 18 медалей, что позволило войти в число лучших образовательных организаций в Санкт-Петербурге в медальном зачете. За этими успехами стоит очень кропотливый труд наших преподавателей. Еще за несколько месяцев до соревнований они начинают отрабатывать с ребятами задания, активно готовиться. Кроме этого, относительно недавно наши студенты получили дипломы первой степени в ХХ Балтийском научном инженерном конкурсе, стали победителями открытой юношеской научно-практической конференции «Будущее сильной России – в высоких технологиях», на отборочном этапе Международной IT-олимпиады «Траектория будущего» студенты ФСПО ГУАП прошли в финал олимпиады в номинации «Astra Linux». И это результаты только за последний месяц. Благодаря этому направлению работы ребята раскрывают свой потенциал как самостоятельно, так и с помощью преподавателей. Я очень ценю наш коллектив, который позволяет студентам двигаться в различных направлениях. И как результат такой работы – в 2024 году 16 студентам факультета СПО ГУАП назначены стипендии Правительства Российской Федерации.
– Часто ли студенты задерживаются после занятий, чтобы уделить время своим проектам?
– У нас очень развита техническая внеурочная деятельность – по каждой специальности существуют лаборатории, в которых ребята могут дополнительно заниматься. Например, с 2017 года на факультете СПО начало развиваться такое направление как инженерия космических систем – у нас нет такой специальности, но это меня заинтересовало и показалось перспективным. Направление «зацепило» и студентов, которые с интересом занимались иногда и до позднего вечера, разбирались, как устроены и функционируют спутники. Благодаря такой инициативе ребят и работе наших преподавателей команда университета неоднократно становилась победителем профессиональных конкурсов и научных конференций регионального и всероссийского уровней. Эмоции просто неописуемые, когда видишь результат такой работы с ребятами. Это не просто итоги учебного процесса, а слаженная командная работа над сложной инженерной задачей.
– Можно ли сказать, что выпускникам факультета проще поступить на программы высшего образования в ГУАП и другие университеты?
– Да, безусловно. Основная причина в том, что ребята уже чувствуют себя намного увереннее. У них есть диплом об образовании, они проходили практику на предприятии, знают свою специальность. Что удивительно – некоторые ребята, заканчивая наш факультет, потом меняют направление своей деятельности, понимая, что им достаточно полученных знаний. Они уже трудоустраиваются, работают и параллельно получают высшее образование. Если сравнивать со школьниками, то наши ребята на порядок выше и по уровню знаний – понимают, для чего учатся, для чего нужны те или иные дисциплины. В этом плане наши выпускники выгодно отличаются от школьников. Да и преподавателям в высшей школе проще работать с ребятами, за плечами которых техническое образование.
– Расскажите, пожалуйста, как проходит процесс поступления.
– У нас все достаточно просто – конкурс среднего балла аттестата. Никаких экзаменов и вступительных испытаний нет. Ребята приносят аттестат 9 класса, и мы считаем среднее арифметическое по всем предметам. У кого выше средний балл, тот соответственно поступает к нам на бюджет. Самая топовая специальность – это информационные системы и программирование, в прошлом году средний балл был в районе 4,9. На самом деле, конкурс достаточно высокий, в том числе и на технические специальности, хотя средний балл ниже – в районе 4,4, а нижний порог около 4,0. Иногда к нам подходят ребята, которые не попадают на наш факультет, мы им говорим, в каких еще колледжах есть та или иная специальность, чтобы они попробовали поступить на бюджет в другое место. Но часто слышим ответ: «Нет, мы хотим именно к вам». Разные причины бывают: здесь учился кто-то из родственников, например. У нас очень много ребят, которые учатся по рекомендациям своих близких. На день открытых дверей, который был 20 апреля, приходили родители абитуриентов. Когда мы их водили по колледжу, многие отмечали: «Ой, я здесь учился. А вот такой-то преподаватель еще работает?». Часто видел своих выпускников – человек 5 точно было, они ходили со своими младшими братьями и сестрами. Это о многом говорит. Что касается набора этого года, в день открытых дверей был полный актовый зал – в районе 500 человек.
– Увеличивается ли количество поступающих?
– По уровню среднего балла за последние три-четыре года динамика, как правило, идет на увеличение. Это связано с тем, что нас в городе все больше и больше узнают. Второй фактор – это сам бренд ГУАП, структурным подразделением которого мы являемся. Также влияют конкурсы, олимпиады и выпускники – очень многие работодатели говорят: «Мы довольны, уровень ваших студентов достойный, давайте нам еще-еще-еще».
– Актуальна ли для вашего факультета академическая преемственность – многие ли выпускники остаются работать?
– Из нынешнего состава преподавателей, я думаю, что треть – это люди, которые закончили либо колледж ГУАП, либо сам университет. Я кстати тоже выпускник нашего колледжа – закончил его в 2003 году, а пришел работать преподавателем в 2009. Высшее образование получал потом в Политехе, но все равно считаю себя выпускником ГУАП. Все заведующие лабораториями технических специальностей – выпускники нашего университета. На мой взгляд, на это также влияют отношения в коллективе. Как администрация мы всегда стараемся идти навстречу ребятам, давать им возможности для развития и проявления инициативы. Мы ценим и поддерживаем наших студентов и сотрудников. Поэтому преемственность есть, но и мы не отказываемся от сильных специалистов из других университетов.
– Вы помните момент, когда вернулись в ГУАП уже в качестве преподавателя?
– Сначала у меня была трудовая деятельность на технических предприятиях по своей специальности: работал на заводе «Радиоприбор», потом в Санкт-Петербургском монетном дворе, который располагается в Петропавловской крепости. А в 2008 году мне предложили прийти в колледж дипломным руководителем по специальности, которую заканчивал. Мне было интересно попробовать. В начале 2009 года мне уже предложили стать преподавателем и передавать опыт. Сначала отказался – не мое это, страшно было выступать перед аудиторией (смеется). На тот момент в колледже работала моя супруга, которая посоветовала просто сходить и пообщаться с администрацией. В итоге после разговора с замдекана по учебной работе я вышел с нагрузкой около 10 дисциплин, кураторской группой и охапкой дипломников.
– По вашим наблюдениям, увеличивается ли желание школьников поступать на программы СПО? Или, наоборот, ребята предпочитают идти в 10 класс?
– Да, есть такая статистика. В Санкт-Петербурге за 3-4 года сильно увеличился рост желающих поступить на программы СПО. Это связано и с политикой города – например, есть проект «Петербург заводской», который популяризирует обучение в колледжах. Также немаловажно и мнение родителей ребят, на которое влияет боязнь ЕГЭ. И самое главное – после 9 класса можно получить специальность, а потом совершенно спокойно и осознанно выбирать свой дальнейший жизненный путь. Когда за плечами уже есть диплом, намного легче принимать решения о дальнейшей судьбе. Есть и такие случаи: на прошедшем недавно дне открытых дверей подходили ребята и спрашивали: «Мы сейчас учимся в 10 классе, готовы потерять этот год, но хотим поступить на факультет на базе 9 классов». Это не проблема – так тоже можно делать. Главное – желание учиться и получать знания, а еще эффективнее делать это в лучшем учебном заведении страны.
Елизавета Богомолова