18 декабря 2024 г. Сотрудник ГУАП принял участие в конференции «Университеты и устойчивое развитие: международная повестка и национальные цели России»

Цель конференции — обсудить задачи и возможности вузов в реализации устойчивого развития страны и выявить лучшие практики, достойные популяризации и тиражирования, а также принять участие в выработке методологических принципов оценки достижений вузов в сфере устойчивого развития

На этих принципах будет базироваться новый рейтинг вузов из семейства «Три миссии университета». От ГУАП приняла участие ведущий специалист ЦКНИ Брюзова Юлия.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года фиксирует семь национальных целей развития Российской Федерации и на период до 2030 года, и на перспективу до 2036 года. По существу, они конкретизируют приоритеты устойчивого развития с учетом задач, стоящих перед страной.

До сих пор ESG-повестка, реализуемая в России, базировалась в основном на принципах, «импортированных» из-за рубежа (будь то ЦУР ООН или подходы IFRS). Необходимо адаптировать ее к национальной специфике.

Перед университетами открываются новые возможности, в рамках которых они смогут не просто транслировать уже готовые знания, но и генерировать новые решения.

Ведущий специалист ЦКНИ Брюзова Юлия приняла участие в Пленарной дискуссии «Роль университетов в формировании национальных принципов устойчивого развития». На дискуссии были рассмотрены вопросы:

  • как нынешние преобразования в высшей школе отразятся на образовательных программах университетов в сфере ESG;
  • интеграция стратегий развития университетов и ESG-повестки в ракурсе нацпроектов
    и пространственного развития;
  • оценка спроса на ESG-специалистов со стороны государства и бизнеса;
  • ESG-рейтинг вузов: востребованность и пути реализации.

Спикеры рассмотрели возможные пути внедрения практик в сфере ESG в образовательный процесс и необходимые компетенции для преподавателей указанных дисциплин, обсудили востребованность и набор необходимых качеств для ESG-специалистов, выявили пробелы в регламентирующих документах и осведомленности университетов, оценили перспективы внедрения.

На секции 1. Образование в сфере ESG: интересы студентов, возможности вузов и спрос работодателей, были рассмотрены вопросы:

  • существующий и потенциальный спрос на ESG-специалистов: запросы компаний,
    возможности вузов, интерес абитуриентов;
  • «русификация» ESG-повестки: возможность или необходимость.

Спикеры представили видение бизнесом ключевых компетенций и знаний ESG-специалистов для формирования эффективной команды устойчивого развития, а также общую оценку существующего и перспективного спроса на ESG-специалистов и подготовку кадров в данной области и возможности внедрения программ по ESG в образовательную программу университетов.

На секции 2. Достижения вузов в сфере устойчивого развития: критерии оценки, были рассмотрены вопросы:

  • возможные подходы к формированию рейтингов вузов в области устойчивого
    развития;
  • показатели ESG-деятельности вузов: доступность информации и адекватность
    представления;
  • лучшие практики деятельности университетов в ESG-сфере

Спикеры провели анализ рынка труда и научных публикаций ESG в России, и анализ позиций российских вузов в международных рейтингах устойчивого развития вузов, рассмотрели цифровые подходы к разработке, верификации и оценке ESG проектов в Университетах (на примере УрФУ), был продемонстрирован научно-образовательный испытательный полигон технологий устойчивого развития и практика управления кампусом Дальневосточного федерального университета. В рамках данной секции был рассмотрен новый рейтинг RAEX в ESG-сфере (планируется внедрить в 2025 году), обсуждались возможные критерии оценки.