24 апреля Пересборка приоритетов: время быть лидерами

Интервью с руководителем дирекции по реализации программы «Приоритет 2030» Валентином Оленевым.

С 2021 года Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения входит в программу «Приоритет-2030». В марте 2025 года университет подтвердил актуальность своей научной и образовательной стратегии в рамках заседания Совета по поддержке программ развития университетов и был отобран в основной трек Программы «Приоритет-2030», которая, в свою очередь претерпела существенные трансформации, изменив фокус на технологическое лидерство. О том, как отразится глобальная пересборка приоритетов на позиционировании, основной деятельности университета и понимании общих целей, корреспондент газеты «В полет» побеседовала с директором Центра космических исследований и разработок ГУАП, руководителем дирекции по реализации программы «Приоритет 2030» Валентином Оленевым.

— Валентин Леонидович, программа развития университетов «Приоритет-2030» зарекомендовала себя как платформа повышения конкурентоспособности вузов, улучшения качества образования и укрепления взаимоотношений с предприятиями реального сектора экономики. Какими были условия вхождения в нее для университета?

— Главное условие — вуз должен был представить программу трансформации, подразумевающую ряд качественных внутренних и внешних преобразований с точки зрения научно-технологических и социально-экономических решений, направленных на достижение целей программы. То есть вхождение в «Приоритет» изначально предполагало некий выход из зоны комфорта и достижение нового качества работы. Мы представили такую модель функционирования, и она включала, в том числе, ряд шагов, направленных на внутреннее реформирование вуза.

По мере трансформации программы «Приоритет» поменялись и критерии — и это закономерно: вузы должны оказывать значимое влияние на повестку технологического лидерства страны. Приспособиться к новым требованиям нам помогли стратегические сессии, позволившие определить актуальные направления развития.

— Каковы основные итоги работы ГУАП в повестке Программы «Приоритет-2030» за истекшие четыре года?

— Нашим главным итогом и достижением я считаю тот факт, что мы научились следовать новой логике — логике «Приоритета». От базовых настроек высшего образовательного учреждения, которое учит студентов по типовым утвержденным образовательным программам, мы перешли к модели целевого взаимодействия с индустриальными партнерами, реализуя востребованные ими проекты. Это подразумевает не только наличие собственных производственных мощностей, но и саму систему такой работы, включающую развитие студенческого технологического предпринимательства, отработку конкретных заказов и корректировку непосредственно образовательных программ под нужды бизнес-партнеров и работодателей. Как следствие — расширился пул наших контрагентов, появились эффективно работающие консорциумы и образовательный процесс стал более осмысленным и практически направленным в силу разработки специализированных треков, развивающих навыки, реально востребованные предприятиями. Ключевая ориентация на практическую составляющую дала нам очень важное понимание собственной миссии — не пытаться охватить необъятное, а сосредоточиться на сферах аэрокосмической связи, беспилотных технологиях и цифровом автоматизированном производстве. Это те направления, на которых сегодня строится наша стратегия развития.

— Неоднократно отмечалось, что университет не просто остался в программе «Приоритет-2030», но существенно укрепил свои позиции, поднявшись в рейтинге почти на 30 пунктов. С чем связан такой успех?

— Мы вовремя осознали вектор востребованной трансформации, который был задан Министерством образования и науки Российской Федерации. И здесь хочется отметить личную заслугу ректора ГУАП Юлии Антохиной, которая принимала участие в стратегической сессии Минобрнауки, где определялись национальные приоритеты технологического лидерства, и донесла до коллектива университета новую актуальную повестку программы. Это, в частности, позволило вовремя привлечь к формированию новой стратегии развития молодых специалистов и бизнес-партнеров, которые сориентировали нас на потребности индустрии в ключевых отраслях вуза — аэрокосмической связи, беспилотных и авиационных системах и цифровой автоматизированном производстве. Эти три направления, в свою очередь, легли в основу двух стратегических технологических проектов: «Мультипротокольные системы обмена информацией и бесшовной связи» и «Цифровое производство интегрированных модульных систем бортового оборудования беспилотных авиационных систем». В итоге новая программа развития получилась амбициозной и смелой, она нацеливает университет не только на активную научную и образовательную деятельность, но и на производственную. Это позволило нам уверенно представить нашу стратегию Совету по поддержке программ развития.

— Реализация стратегии — это всегда последовательность тактических задач. Как это отражено в новой программе развития ГУАП?

— Если раньше мы действовали в рамках локальных политик — образовательной, научной, кампусной и т. д. — то в актуальной программе развития они, фактически, представляют собой единое целое, рычаг, призванный запустить работу по приоритетным направлениям, которые обозначены выше. Программой сформулированы шесть стратегических целей: изменение подхода в построении партнерских отношений и системы управления университетом; фундаментализация и инженерная ориентация образования; ГУАП как центр компетенций по аэрокосмическим системам связи, БАС и цифровому производству; переход на цифровые автоматизированные производственные платформы; создание системы кадрового формирования университета, а также цифровизация и оптимизация научно-образовательного процесса. Очевидно, что это глобальные комплексные задачи, реализация которых будет достигаться подразделениями университета сообща с ориентацией на практическую составляющую. Для нас это абсолютно новый вызов, под который должна быть пересобрана научная и образовательная деятельность вуза.

— Смелые преобразования требуют смелых решений. Иными словами — подразумевает ли новая концепция развития трансформацию, в том числе, в сознании работников и студентов вуза?

— Безусловно. И ключевым в этом контексте выступает тренд, который я уже неоднократно обозначил: это связь с индустрией. Новые продукты, исследования и образовательные программы должны создаваться по требованию реального сектора экономики. Применительно к нашим студентам — это проектная деятельность с упором на результат — конкретный, востребованный, коммерциализируемый. Рынок перенасыщен специалистами, которые абстрактно «что-то умеют». Научно-технологический суверенитет страны, лидерство в стратегических наукоемких отраслях — это время, когда экономике нужны не любые, а лучшие. И наша общая задача в этом контексте сделать все, чтобы студенты относились к учебному процессу как способу получения актуальных, практически приложимых знаний и навыков, а равно и опыта проектной деятельности. Здесь необходимо сказать, что в ГУАП уже действует ряд релевантных опорных точек — Центр трансфера технологий, Инженерная школа, Центр аэрокосмических исследований и разработок, профильные лаборатории, совместные образовательные фабрики с Обуховским заводом по цифровому производству и с компанией «ИндуТех» по робототехнике и другие. Это тот формат, на который мы намерены ориентировать университет в целом, включая формируемый Технопарк ГУАП. Проводником этой же идеи станет внеучебная работа и молодежная политика в целом — эта область деятельности значима именно с точки зрения воспитательной функции, ее влияния на формирование сознания и поведения молодых людей.

— Что, на Ваш взгляд, самое важное сейчас?

— Грамотно и рационально консолидировать ресурсы — и материальные, и человеческие — для достижения новой модели, заданной стратегией развития. Это то, что коснется всех подразделений вуза, всех его направлений работы. А значит, каждый должен осознать свое место в процессе, направленном на дальнейшее укрепление позиций ГУАП в числе лидирующих университетов России. Работать на формирование этого понимания, общности целей, профессионального и морального единства — вот насущная задача.

Беседовала Инга Карабинская