3 и 4 декабря 2020 года состоялись сессии деловой программы Финала IV национального межвузовского чемпионата по стандартам WorldSkills, посвященные международному и внутривузовскому опыту развития движения FutureSkills.
В рамках сессии «Опыт проведения BRICS FUTURESKILLS CHALLANGE» (опыт вузов в проведении) 3 декабря 2020 года Ирина Анисимова – директор Центра развития компетенций WorldSkills ГУАП – поделилась результатами университета как Центра управления соревнованиями по компетенции Эксплуатация беспилотных авиационных систем в рамках проведенного 9-13 ноября 2020 года чемпионата BRICS, а также перспективными планами продвижения компетенций FutureSkills, развиваемых на базе ГУАП, в международных сообществах и первых шагах в реализации проекта Международный центр компетенций FuturSkills.
Цель сессии - обмен инсайтами, случившимися по итогам реализации чемпионата BRICS Future Skills Challenge 2020, а также формирование понимания ситуаций в целом. По итогам реализации проекта в дистанционном формате в нем приняло участие 205 конкурсантов и 165 экспертов из 5-и стран по 19 компетенциям.
Модератором сессии выступила Наталья Третьякова, руководитель направления по формированию и проявлению навыков будущего Союза «Молодые профессионалы («Ворлдскиллс Россия»)», интереснейший опыт был представлен спикерами Алиной Доскановой (директор по международной деятельности - Заместитель генерального директора Союза “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”), Евгенией Ищуковой – менеджером компетенции и международным экспертом по компетенции «Разработка решений с использованием блокчейн технологий», Антоном Кумовым - заместителем директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета, Алексеем Рекутом – менеджером компетенции и международным экспертом по компетенции «аддитивное производство», Павлом Белоусовым – менеджером компетенции и международным экспертом по компетенции «Машинное обучение и большие данные», Светланой Соломатниковой - международный эксперт по компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», Владимиром Будановым , руководителем лаборатории общей механики НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова и Натальей Починок – Ректором Российского государственного социального университета, а также зарубежными партнерами чемпионата BRICS: Manoj Ramachandaran, Blockchain expert, Manipal University Jaipur (MUJ), India; Rafael Rufino, Additive Manufacturing expert, SENAI, Brazil; Damian Mooney, Drone Operating expert, Nelson Mandela University; Mr. Sanjib Kumar Rout, C. V. Raman Global University President.
4 декабря 2020 года состоялась интереснейшая сессия с участием вузов «Future Skills 2.0». Модератором сессии выступила Екатерина Лошкарева, заместитель генерального директора по исследованиям, разработкам и развитию образовательных организаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», член наблюдательного совета некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», член совета директоров WorldSkills International.
Экспертные оценки по развитию компетенций FutureSkills в мире были озвучены Павлом Лукша, основателем инициативы Global Education Futures; профессор практики, Московская школа управления СКОЛКОВО; Правдиной Марией, руководителем Центра молодых специалистов фирмы «1С»; Тымчиковым Алексеем, заместителем генерального директора - техническим директором Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
2020 год стал годом перемен. Как COVID-19 повлиял на спрос и предложение на профессиональные навыки и какие факторы необходимо учитывать стейкхолдерам разного уровня, влияющим на повестку в области образования и подготовки кадров?
Для ответа на эти вопросы Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures, при поддержке WorldSkills International и стран-участниц международного движения WorldSkills, реализовали исследовательский проект с участием более 700 экспертов из 45 стран мира, представляющих 7 секторов экономики: производство и инжиниринг, ИКТ и цифровые технологии, строительство и инфраструктура, транспорт и логистика, человеко-центрированные и социальные услуги, креативные индустрии, сельское хозяйство и экология.
Результатом этого проекта стал Доклад, включающий в себя актуализированные тренды, влияющие на спрос на новые и обновленные навыки по секторам экономики, карты будущего, перечни наиболее востребованных навыков в промежутке 2020-2030 для каждого из секторов, а также рекомендации для стейкхолдеров разного уровня – органов государственной власти, образовательных организаций, индустрии и для самих обучающихся – относительно стратегий, которые необходимо применять для того, чтобы обеспечить эволюционирование системы образования, обучения и сертификации в соответствии требованиями нового времени, становиться гибкими и управлять изменениями, а не только отвечать на существующие и новые вызовы.
На национальном уровне в 2020 году было учреждено АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» и утвержден план развития движения «Ворлдскиллс» до 2030 года, одним из ключевых направлений которого является обеспечение экономики России квалифицированными кадрами, в том числе по Future Skills – компетенциям и навыкам будущего, востребованным на рынке труда в кратко- и среднесрочной перспективе. Немаловажную роль в решении этой задачи являются вузы. Какие форматы постановки навыков будущего студентам высшего образования уже существуют, какую роль в этом процессе играет Ворлдскиллс и можно ли тиражировать этот опыт на большее количество учебных заведений в стране?
Спикерами по данной проблематике стали: Анисимова Ирина, директор Центра компетенций WorldSkills ГУАП; Грехов Алексей, руководитель Центра компетенций WorldSkills МИФИ; Кумов Антон, заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ; Липецкая Марина, директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» и Филиппович Андрей, декан Факультета информационных технологий Московский Политех.
Ирина Анисимова в своем выступлении «Существующие и перспективные образовательные форматы по постановке востребованных навыков обучающимися ГУАП» рассказала о значительном опыте и знаковых результатах университета за 4 года сотрудничества с Союзом «Молодые профессионалы» в части чемпионатных побед регионального, национального и международного уровня, а также открытие Центров обучения по федеральным программам, реализуемым Академией WorldSkills, специализированного центра компетенций «Инженерия космических систем», разработке и вводе в движение двух компетенций – «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности» и «Радиотехника 5G и последующих поколений», отборе студентов ГУАП в состав национальной сборной по компетенциям FutureSkills.
Впервые была сформулирована модель образовательного пространства Навыки будущего (FutureSkills), которая создана в ГУАП и представлена экспертному сообществу в рамках сессии FutureSkills 2.0. В рамках выступления Ирина Анисимова рассказала о целях и перспективах университета и образовательного пространства Навыки будущего (FutureSkills) в международном продвижении компетенций FutureSkills. Союзом WorldSkills были поддержаны практики ГУАП и рекомендованы к последующему масштабированию в целях укрепления движения FutureSkills в вузах страны.